Исследование интернет-магазинов детских товаров Беларуси

 


Вступление


В данном исследовании собрана и проанализирована статистика посещаемости сайтов "Рейтинга Топ100" рынка розничной продажи детских товаров в Беларуси за март-август 2015.

Для отбора "Рейтинга Топ100" было проведено промежуточное исследование более 150 участников рынка. Сайты, не вошедшие в Топ100, были исключены из исследования ввиду их незначительного веса посещаемости или полной неработоспособности на момент отбора.

Сайты, вошедшие в "Рейтинг Топ100", были отранжированы по доле трафика, определена история изменения совокупной посещаемости всех сайтов за последние 6 месяцев, раскрыты каналы привлечения клиентов, а также проанализированы показатели вовлеченности пользователей.

 

Исходные данные


Исследование: Источники и поведение пользователей на сайтах интернет-магазинов
Рынок: Розничная продажа детских товаров
Регион: Республика Беларусь
Дата исследования: октябрь 2015
Источники данных: google.by, yandex.by, similarweb.com, shop.by, 1k.by, catalog.onliner.by
Данные за период: март - август 2015
Исследуемые сайты: 100 интернет-магазинов

История посещаемости всех сайтов за 6 месяцев


Данные по динамике посещаемости всех исследуемых сайтов представлены на одном общем графике, отражающем изменения за период "март-август 2015".

История посещаемости март-август 2015


График по динамике изменения посещаемости отражает два межсезонных изменения - первый небольшой спад был зафиксирован в апреле, второй, более продолжительный, пришелся на период май-июль. Данные изменения могут быть тесно связаны с сезонной активностью аудитории, например, рост августа мог быть связан с подготовкой к новому учебному году.

Для участников рынка рекомендуем наложить данный график на график своей динамики посещаемости за март-август из Яндес.Метрики или Google Analytics. Таким образом Вы получите более информативную картину истории изменений посещаемости своего сайта. Динамика рынка покажет, было у Вас падение вместе с падением рынка, или Вы шли вразрез (росли, пока другие падали). Отслеживая такие точки, Вы сможете по-новому посмотреть на локальные изменения, относительно своего рынка в целом.


Ключевые показатели за август 2015


В данной таблице представлены наиболее важные показатели, которые были получены в результате проведения исследования. Подробнее про каждый показатель читайте ниже в соответствующих разделах.


показатели рынка

100

интернет-магазинов исследовано

~1,2 млн

визитов (общая посещаемость)

~200 тыс.

общая аудитория

показатели трафика

+17,87%

рост трафика всех исследуемых сайтов

61,1%

трафика приходит из поисковых систем

3 из 6

каналов почти не используются рынком

средние показатели вовлеченности сайтов

3:48

минут проводит пользователь на сайте

4,9

страниц просматривает пользователь на сайте

45%

пользователей уходят, просмотрев только одну страницу



Суммарная посещаемость группы из 100 интернет-магазинов детских товаров в Беларуси составила около 1,2 млн визитов за август 2015 года. В среднем, каждый уникальный пользователь осуществил порядка двух поисковых сессий и посетил приблизительно 3 конкурирующих сайта, при этом суммарная аудитория составила порядка 200 тысяч уникальных пользователей.

Суммарный рост посещаемости всех исследуемых сайтов в августе составил +17,87%. Это отличная динамика, она может быть связана с сезонными факторами активности аудитории. Самым крупным источником посетителей являются поисковые системы. Они дают более 60% трафика всем исследуемым сайтам. И, в то же время, переходы из почты, социальных сетей и с баннеров медийной рекламы оказались самыми невостребованными каналами исследуемого рынка.

Показатели вовлеченности говорят о том, что среднее время, проведенное пользователем на сайте, составило порядка 4 минут и за каждый визит посетитель просматривает около 5 страниц. Почти половина пользователей покидает сайты, не просматривая более одной страницы.



Распределение трафика по методу АВС за август 2015


Все сайты были разделены по посещаемости на три группы: группа А (крупные), группа В (средние), группа С (малые), для того, чтобы нагляднее отразить показатели трафика схожих между собой сайтов. Также это удобно для сравнения своего сайта с сайтами своей группы.

Количество сайтов в группах

Распределение трафика по группам


Группа А состоит из 6 сайтов и имеет долю более трети (34,8%) всех посещений за счет более широкого предложения по ассортименту и более выгодных позиций в поиске и каталогах (торговых площадках), плюс, не последнюю роль здесь играет известность бренда, работа на удержание и возврат посетителя.

Группа С состоит из 78 сайтов, имеет самую большую долю (42,8%) от общего количества визитов. Это обусловлено большим количеством контактов с аудиторией, так как их предложения часто встречаются в поиске и каталогах.

Группа В состоит из 16 сайтов и имеет самую малую долю от общего трафика (22,4%), что не так много для классического рыночного распределения долей.

В перспективе Группа А и Группа В вместе могут занять порядка 80% рынка (сейчас 57,2%). Это будет возможно в процессе укрепления позиций сайтов Группы В, и пополнению их рядов активно растущими участниками Группы С.


Динамика посещаемости сайтов за август 2015


На таблице ниже представлен прирост посещаемости сайтов по группам и по всем исследуемым сайтам. Эти данные говорят о том, как росла или падала посещаемость в группах крупных (группа А), средних (группа В) и малых (группа С) сайтов. Также на таблице показан суммарный прирост посещаемости всех сайтов за август 2015.

 

Прирост посещаемости за август 2015

июль август прирост
Группа А 350 000 420 000 +20,00%
Группа В 221 000 270 000 +22,17%
Группа С 453 000 517 000 +14,13%
Все сайты 1 024 000 1 207 000 +17,87%

В целом посещаемость всех сайтов выросла на 17,87%, при этом посещаемость групп менялась с разной динамикой. Сайты группы А и В показали позитивную динамику роста. Сайтам группы С не хватило динамики роста, чтобы удержать свою долю на рынке. Это хорошо видно в следующей таблице:

 

Изменение долей трафика групп за август 2015

июль август изменение
Группа А 34,18% 34,80% +0,62%
Группа В 21,58% 22,37% +0,79%
Группа С 44,24% 42,83% -1,40%

Таблица изменения долей трафика групп показывает, что за последний месяц группа А (лидеры) увеличила свою долю относительно рынка, также и группа В (средние по посещаемости сайты). Группы А и В увеличили свои доли за счет группы С, отняв трафик у малых сайтов. Но, все равно, доля трафика малых сайтов остается лидирующей и составляет 42,83% всего трафика.


Источники трафика сайтов за август 2015


Данные по источникам трафика всех исследуемых сайтов представлены на одном графике с целью показать основные каналы привлечения аудитории, а также выявить возможные точки роста.

Источники трафика всех исследуемых сайтов за август 2015


Основными источниками трафика являются поисковые системы и сайты рефералы (сcылки на сайтах) c общим трафиком более 80%, бóльшая часть которого является коммерческим.

Третьим по популярности источником переходов на сайты является канал прямого трафика. Каждое 6-е посещение осуществляется либо по прямой ссылке, либо из закладок браузера, что говорит о достаточно высоком уровне узнаваемости некоторых компаний (брендов).

Почти не задействованными каналами являются cоциальные сети, почта и медийная реклама, совокупная посещаемость которых не превысила 2,5%. Чтобы увеличить количество переходов на сайт, например, через почтовые рассылки, необходимо задействовать email-маркетинг, который в результате может дать как дополнительные продажи, так и увеличить лояльность клиентов.

Ниже представлены каналы распределения трафика с указанием долей групп А, В и С.

Источники трафика групп исследуемых сайтов за август 2015


В поисковых системах самые большие доли имеют сайты группы А и С. Это связано с неравномерным распределением переходов пользователей по ключевым словам. На каждой странице поисковой выдачи пользователь преимущественно кликает на первые позиции, которые занимают сайты группы А, и несколько кликов пользователь совершает по другим позициям, которые занимают сайты группы В и С. Поскольку сайтов в группе С значительно больше, то и суммарно переходов группа С получает больше.

Примерно та же картина наблюдается и в реферальном канале (ссылки на сайтах), поскольку большую часть из них представляют торговые площадки, где поведение пользователя похоже на поведение в поиске.

Несмотря на то, что прямых переходов группа А получила примерно столько же, сколько группа С, здесь важно учитывать пересчет на один сайт, чтобы не сделать ошибочный вывод об одинаковой силе бренда сайтов этих групп.


Вовлеченность пользователей на сайтах за август 2015


Данные показатели вовлеченности представлены на графиках ниже для того, чтобы можно было оценить в целом юзабилити сайтов в каждой группе и ценность контента для аудитории.

Среднее время на сайте

Средняя глубина просмотров

Средний показатель отказов


Лидирующие позиции по вовлеченности занимают сайты группы А, в отличие от сайтов группы В и С, их посетители проводят больше времени на сайте и просматривают больше страниц. Это может быть связано с более удобным интерфейсом, качественным наполнением, наличием более выгодных предложений и широкого ассортимента.

Среднее значение показателя отказов каждой группы находится на одном уровне. Чтобы найти и ознакомиться с лучшими практиками рынка по этому показателю, рекомендуем обратиться к "Рейтингу Топ100".


Итоги


По результатам проведенного исследования резюмируем следующие итоги:

1. Суммарный рост трафика за август составил +17,78%.

2. Малые сайты теряют свою долю за счет роста крупных и средних.

3. Поисковые системы - основной источник клиентов для всего рынка.

4. Каналы социальных сетей, переходов из почты и медийной рекламы рынком почти не задействованы.

5. Лучшие показатели вовлеченности пользователей у сайтов группы А.

6. Посещаемость сайтов имеет сезонную зависимость.


Заключение


В целом хочется отметить, что рынок интернет-магазинов детских товаров в Беларуси активно меняющийся, сезонно зависимый и имеет тенденцию положительного роста.

Основным каналом привлечения новых клиентов в исследуемом рынке оказались поисковые системы. Для повышения эффективности работы с поисковой аудиторией необходимо более углубленно изучить ее интересы при помощи анализа ключевых (поисковых) запросов. Такой анализ также может раскрыть сезонные интересы аудитории.

Для увеличения повторных продаж уже имеющимся клиентам или подписчикам, можно задействовать email-маркетинг и маркетинг в социальных сетях. И, поскольку совсем небольшая часть участников рынка использует эти каналы, эффективность его внедрения может быть весьма высокой.

 

 


 

Приглашаем подписаться на рассылку
аналитических статей, исследований и рейтингов
рынка детских товаров Беларуси


Подписаться на бесплатную рассылку